Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки Обычная версия сайта
Нажмите tab чтобы переместить фокус на следующий элемент или shift + tab, чтобы перейти на предыдущий элемент

Отображение картинок:

Междустрочный интервал:

Символьный интервал (кернинг):

Шрифт Брайля:

Антинаркотическое воспитание

МБУ ДО «Ижемская ДЮСШ»

Программа комплексных мер антинаркотической направленности

Наркотики ломают жизнь
людей, подрывают устойчивое
развитие человека и порождают 
преступность… злоупотребление
наркотиками наносит ущерб
свободе и развитию молодежи

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и  дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ¼ населения попробует наркотики.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является  передозировка.

Однако, цифры официальной медицинской статистики, в частности, число состоящих на учете наркоманов не отражают истинное положение дел. Тенденция к ухудшению наркоситуации наблюдается и в настоящее время.

Наркоманию называют «комплексным социо-психо-физиологическим расстройством». Данная  проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

Конечно, семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается тренер-преподаватель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в образовательном учреждении существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.

С учетом актуальности данной проблемы в школе разработана  программа комплексных мер антиалкогольной и антинаркотической направленности  на 2015-2017 гг. Программа разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления наркотиков и алкоголя подростками. И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в образовательном учреждении ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала образовательного учреждения по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.

Цель программы – уменьшение количества новых вовлечений обучающихся в зависимость от вредных привычек и повышение внимания к проблеме их профилактики среди обучающихся и персонала образовательного учреждения. Важно, чтобы обучающиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы ПАВ, т.е. предложенные формы работы должны повысить восприимчивость обучающихся к негативным последствиям вредных привычек.

Задачи программы:

  • создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию вредных привычек на территории школы;
  • предоставить учащимся объективную информацию о последствиях ПАВ; 
  • выработать представление о негативном влиянии вредных привычек;
  • сформировать у учащихся негативное отношение к ПАВ;
  • сформировать у учащихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к спиртным напиткам, наркотикам, курению;
  • стимулировать процесс избавления от вредных привычек среди курящих школьников.

Для повышения эффективности программы следует учитывать несколько условий ее реализации:

- хотя отдельные элементы программы носят запретительный характер, нужно принять во внимание, что изменение поведения осуществляется не в результате категорического запрета ПАВ, а при формировании критического мышления к существующей проблеме;

- в реализацию программы следует включить максимальное количество инициативных обучающихся МБУ ДО «Ижемская ДЮСШ». Надо постараться сделать ее «собственностью»  всех, кто обучается и работает в спортивной школе. Программа должна состоять из многих форм активности, и если некоторые из них окажутся не работающими, то оставшиеся дадут эффект и конечный результат будет достигнут;

- изучение эффекта и регулярная оценка того, как идет программа, - важная часть любого проекта. Поэтому контроль за ее осуществлением должен быть объективным. Обо всех мероприятиях программы,  ее успехах и проблемах необходимо сообщать на педагогических советах, а так же родителям.

При всем многообразии форм профилактической работы (оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, родительские собрания, сотрудничество со специализированными органами и т.п.) основное направление программы – профилактические занятия во время учебно-тренировочных занятий

В группах начальной подготовки 1,2,3 годов обучения

Цель первичной профилактики вредных привычек и наркомании  на этапе начальной подготовки: адаптация учащихся к занятиям, приучение к систематичности занятий.

Задачи:

  • налаживание взаимодействия тренера и родителей;
  • оптимизация педагогических стилей тренера, работающих с группами на этапах начальной подготовки, формирование традиций, совместные походы и т.д.;
  • формирование у детей здорового образа жизни.

Система мероприятий

по первичной профилактике вредных привычек и наркомании в группах НП 1-3 годов обучения

Мероприятия

Кто проводит

      диагностика уровня адаптации детей к тренировкам

Тренер-преподаватель

      диагностика учащихся с целью выделения «группы риска»

Тренер-преподаватель

      беседы на формирование установки на ведение здорового образа жизни

Тренер-преподаватель

      профилактические мероприятия для формирования умений и навыков отказа от вредных привычек

Тренер-преподаватель

Учебно-тренировочная группа 1-2 года обучения.

Цель первичной профилактики вредных привычек и наркомании :

  • предотвращение употребления подростками ПАВ;
  • формирование у подростков здорового образа жизни.

Задачи:

  • формирование ответственности за свое поведение;
  • представление информации о влиянии вредных привычек на человека;
  • формирование умения четко формулировать аргумент против вредных привычек;
  • формирование умения противостоять давлению сверстников;
  • обсуждение влияния СМИ на приобщение к вредным привычкам;
  • формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их употреблению.

Профилактические занятия проводятся в виде бесед, посвящены в основном причинам приобщения к вредным привычкам и формированию навыков социальной и личностной компетентности в контексте проблемы ПАВ. Беседы направлены на формирование навыков, которые определяют поведение в пользу здорового образа жизни:

  • умение принимать решение
  • критически оценивать информацию
  • сопротивляться групповому давлению
  • конструктивно решать конфликтные ситуации
  • регулировать свое эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях.

 Система мероприятий

по первичной профилактике наркозависимости в УТГ 1-2 годов обучения

Мероприятия

Кто проводит

      Обучающие семинары для тренеров с целью введения их в проблему, включение в деятельность по реализации данной системы профилактики

 

Администрация

      Лекции, семинары для тренеров

Темы:

- «Возрастные особенности подростков»

-  «Особенности отношения детей к наркотикам»

- «Факторы риска наркозависимости»

- «Стиль педагогического общения как стрессовый 

    фактор»

Зам директора по УСР

      Выявление индивидуально-личностных особенностей подростков

      Выявление «группы риска»

Тренеры-преподаватели

      Выявление объема знаний и представлений подростков о наркотиках

Тренеры-преподаватели

      Встречи со специалистами

Тренеры-преподаватели

      Профилактические мероприятия для выработки навыка  ведения здорового образа жизни

Тренеры-преподаватели

      Беседы с родителями

Тренеры-преподаватели

      Организация досуговых мероприятий с целью формирования у подростков принятия себя через вовлечение в новые виды деятельности

Зам директора по УСР,  тренеры-преподаватели

Учебно-тренировочные группы 3-5 годов обучения

 Цель первичной профилактики вредных привычек и наркомании:

  • предотвращение употребления ПАВ старшими подростками;
  • воспитание, формирование в старших подростках желания, умения, способности пропагандировать здоровый образ жизни в среде сверстников;
  • формирование представления о влиянии вредных привычек в различных сферах жизни взрослого человека.

Задачи:

  • формирование позитивного отношения подростков к себе
  • формирование ответственности за свое поведение
  • формирование у подростков негативного отношении я к наркотикам и их употреблению.

Система мероприятий по первичной профилактике наркозависимости в старшей  школе

Мероприятия

Кто проводит

      Опрос обучающихся с целью определения их занятости.

Тренеры-преподаватели

      Активные методы изменения отношения подростков к ПАВ и их употреблению

            - групповые дискуссии

               - беседы

Тренеры-преподаватели

      Спортивные мероприятия

Тренеры-преподаватели

     Участие на родительских собраниях с целью введения родителей в проблему

Тренеры-преподаватели

 

Реализация программы рассчитана в 3 этапа:

1 этап. Работа с коллективом тренеров-преподавателей.

Во время первого этапа происходит принципиальное принятие решения о том, что эта программа будет реализована в учебном процессе. Это решение обсуждается на педагогическом совете «Ижемской ДЮСШ». Во время первого этапа нужно сформулировать общий замысел программы, очертить его временные и функциональные рамки. Конечным результатом этого этапа будет создание координационного совета. Совет является главным «штабом» по всем вопросам программы.

2 этап. Работа с обучающимися

Второй этап - это постепенное выполнение всех намеченных мероприятий. Самое главное на этом этапе – четкая последовательность действий и их внимательная оценка. Если какая-то идея при планировании считалась гениальной, но на поверку оказалась неработающей, нужно оставить ее до лучших времен. Важно сохранить инициативу и уверенность в том, что программа в целом работает успешно.

3 этап. Анализ результативности.

На третьем этапе создается  аналитическая группа (администрация, тренеры-преподаватели, представители специальных органов) для выявления эффективности проведенной работы и выработки рекомендаций для дальнейшей работы по программе.

  Ожидаемый конечный результат

Показателями эффективности этой программы в школе будет:

  • отсутствие случаев употребления и злоупотребления наркотиков и других психоактивных веществ обучающимися;
  • сформированные позитивные установки и ценности здорового образа жизни (увеличение подготовленности спортсмена);
  • снижение уровня подростковой преступности;
  • увеличение числа лиц, отказавшихся от вредных привычек. 
МБУДО «Ижемская спортивная школа имени С.А. Артеева» с. Ижма
 

МБУ ДО "Ижемская спортивная школа имени С.А.Артеева"

169460, Республика Коми, Ижемский район, с. Ижма, ул. Чупрова, д. 142

Телефон

8 (82140) 941 34

Факс 8 (82140) 941 34

Эл. почта izma-dush@mail.ru

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.